Малыш становится закрытым под воздействием внешних факторов. К основным можно отнести:
- методы воспитания,
- обстановка в семье,
- конфликты в садике / в школе.
- Сюда же я бы добавила ещё и испуг.
Самое главное: это не путать замкнутость с застенчивостью. Ведь застенчивость – это робость, неуверенность, но стремление к общению, а замкнутость – это изолирование, отсутствие потребности в общении.
И замкнутые, и застенчивые:
- с опасением относятся к незнакомым и малознакомым людям;
- болезненно воспринимают любые кардинальные перемены в привычном укладе жизни;
- тревожны, поддаются частой смене настроений.
Но есть определённые симптомы замкнутости.
- Ребёнок мало разговаривает или не разговаривает вообще. Если он и обращается к кому то словесно, то делает это тихим голосом или вообще шёпотом.
- Малыш плохо адаптируется к новому коллективу (это может быть детский сад, секция, площадка возле дома, где каждый день играют чужие дети). В таких местах ваше чадо старается держаться в стороне и быть немым наблюдателем.
- Ребёнок практически не высказывает личного мнения. Предпочитает соглашаться с мнением большинства или вообще воздерживается от оценок.
- У ребёнка нет друзей или их очень мало, а общение с ними происходит крайне редко.
- У малыша странное хобби. Или он настойчиво просит завести ему не котёнка или щенка, как это делают остальные дети, а какое-нибудь экзотическое существо, например, змею, хамелеона, игуану, насекомых.
- У ребёнка есть трудности в обучении, особенно в тех областях знаний, где требуется применять коммуникативные навыки – устные предметы, творческие кружки и т.п.
- Ребёнок чрезвычайно плаксив. На любую непонятную ситуацию он реагирует горючими слезами.
Что делать родителям?
Действовать. Причем незамедлительно.
- Расширяйте круг общения малыша. Водите его на площадку, в парк, в зоопарк. Туда, где всегда много других детей. Естественно, он не сразу начнет с ними общаться, пусть какое-то время постоит в стороне. Постепенно, если всё происходит без давления, он начнёт принимать участие в общих играх и разговаривать с новыми друзьями.
- Обеспечивайте ребёнку тактильный контакт. При разговоре с посторонними или находясь в новых, незнакомых ребёнку местах, всегда держите его за руку. Замкнутые дети отчаянно нуждаются в ощущении безопасности. Чаще обнимайте малыша дома. Научитесь делать лёгкий расслабляющий массаж, и делайте его ребёнку перед сном.
- Учите малыша выражать свои чувства словами. Если он снова уселся у окна в одиночестве, не игнорируйте это. Обязательно задайте крохе наводящие вопросы: «Тебе грустно?», «Ты грустишь, потому что на улице дождь?», «А когда он закончится, тебе станет веселее?». Предлагайте ребёнку «замещать» негативные эмоции. В период грусти из-за дождливой погоды предложите ему порисовать вместе или посмотреть мультфильмы. Обязательно обсудите с ним то, что вы сделаете.
- Рассказывайте о своих чувствах к ребёнку: о том, что вы скучали на работе без него, что вам его не хватает, что вы его любите и т.д. Рекомендую прочесть ещё статью «Можно ли научиться благодарить?».
- Создавайте ситуации, когда общение необходимо.К примеру, попросите его взять в магазине упаковку конфет и уточнить у кассира её стоимость. Он хочет эти сладости, но вы делаете вид, что не знаете, сколько за них нужно заплатить. Уверена, малыш пересилит себя и сумеет задать вопрос незнакомому человеку. Если нет, значит, ребёнок ещё не готов. Не торопите его. Создайте похожую ситуацию через неделю.
- Читайте ребенку сказки, в которых много диалогов между героями. Тексты таких сказок легко можно найти в интернете.
- В играх предпочтение отдайте тем, которые требуют коммуникаций. Например, можно создавать истории по картинкам. Или вместе с ребёнком играть игрушками и вести диалог.
- Чаще спрашивайте мнение ребёнка по тем или иным семейным вопросам. Например, что сегодня приготовить на ужин? Куда пойдём в выходные? Что подарим папе на день рождение или маме на 8 марта? Создавайте ситуации каждый день, когда вы сможете интересоваться мнением ребёнка.
В нашем детском саду мы фокусируемся на том, чтобы с самого юного возраста дети открывали в себе таланты, учились быть самостоятельными, увлеченными, интересующимися. Гармоничное развитие каждого ребенка – основа концепции нашего детского сада. Опытные преподаватели способны найти "ключик" к каждому малышу, благодаря чему детки с радостью идут в детский сад.