Трудовое воспитание дошкольника в детском саду и дома имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка. Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Принцип трудового воспитания ребёнка – не делать за него то, что он может сделать сам. Ведь самообслуживание формирует важные привычки. Наша задача не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст это ответственная и благодатная пора, когда ребёнок открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Труд должен войти в жизнь ребёнка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии. Чаще всего формой организации трудовой деятельности ребёнка является поручение взрослого. Во время выполнения несложных, а иногда и наоборот, поручений, у ребёнка формируется чувство ответственности, чувство долга. Методические приёмы формирования трудовых навыков – это объяснение, напоминание, указание, показ.
«Труд — всегда был основой для человеческой жизни и культуры, поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов».
А. С. Макаренко
Для того, чтобы ребёнок более эмоционально воспринимал трудовые действия, необходимо почитать ему стихи или рассказ о труде. Цель взрослого — подвести ребёнка к выводу о ценности и значимости труда, к осознанию того, что труд может принести радость, удовольствие. И не забывайте, что труд – это естественная форма активности ребёнка.
Участие ребёнка в домашнем труде имеет важное значение. В домашнем труде воспитываются аккуратность, ответственность, трудолюбие и другие полезные качества.
Основные виды труда, которые воспитывают и развивают ребёнка как личность, — это оборудование и уборка дома, ведение домашнего хозяйства, участие вместе с родителями в решении финансовых вопросов, в приготовлении пищи, в изготовлении предметов домашнего обихода, а также уход за животными и растениями. Уход за собственным домом развивает у ребёнка чувство хозяина, формирует у него организованность, совершенствует его практическое мышление, а также развивает аккуратность и чистоплотность. Наблюдение за тем как выполняют взрослые эти повседневные дела, постепенно помогает ребенку понять их значимость и отношение родителей к труду: мама пришла с работы усталая, но должна готовить ужин для всех, папа идет в магазин за продуктами. Следует помнить, что детские наблюдения могут носить созерцательный характер. Чтобы пример членов семьи стал для ребенка руководством к действию, взрослые могут сопровождать свою работу пояснениями. Это обычно привлекает к себе внимание детей, они задают вопросы, пытаются помочь родителям. Так постепенно ребенка привлекают к совместному со взрослыми труду. Понятно, что такого отношения детей к труду по самообслуживанию можно добиться кропотливой систематической работой в детском саду и семье.
Процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива, уметь согласовывать свои действия с действиями других участников труда, сообща добиваться достижения общей цели.
Главная цель труда — в его воспитательном влиянии на личность ребенка. Правильно организованный труд привлекает детей, позволяет им осознавать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов.