Главное, чтобы труд был интересен ребёнку.
Как это сделать?!
Все раннее детство ребенок познает и упорядочивает мир. Он замечает, какая вещь на каком месте лежит, приучается к мысли, что на столе всегда (или почти всегда) убрано, а постель застелена. Душа ребенка стремится к порядку и совершенству. И если в какой-то день мама вдруг не уберет постель, ребенок будет воспринимать это как нарушение. Вы, наверное, замечали, как полуторагодовалый малыш подбирает соринки с пола и относит их в мусорное ведро или подает папе тапочки, которые тот забыл надеть. Таким образом он устраняет «несоответствие». Ближе к двум годам наступает сенситивный период порядка, при котором ребенок стремится поддерживать чистоту в доме. Он с удовольствием помогает маме загружать белье в стиральную машинку, мыть полы, расставлять игрушки по местам. Но только до тех пор, пока ему это интересно. Наберитесь терпения и обязательно используйте моменты, когда у малыша возникает желание помочь вам. Конечно, маме намного проще справиться с работой самой, чем принимать «помощь» ребенка, ведь придется постоянно контролировать малыша, а то и убирать за ним. Но как вы понимаете, если сейчас не проявить терпения, то потом придется пожинать горькие плоды отсутствия всякой помощи со стороны ребенка.
![](/images/news/uborka.jpg)
Итак, если ребенок изъявил желание помочь вам, не оставляйте его наедине с работой - так она ему моментально надоест. Чтобы малыш успел выполнить всю работу и смог увидеть результат своих трудов, необходимо подбадривать и мотивировать его. В результате ребенок будет стремиться завершить начатое дело.
Бывает, что ребенок совсем не хочет убирать игрушки или развешивать свои вещи. В этом случае можно прибегнуть к некоторым игровым ситуациям, которые помогут побудить малыша помочь вам:
- Давай мы будем роботами - уборщиками игрушек. (Нажмите «на кнопку» на животе малыша и передвигайтесь по комнате как роботы, собирая игрушки.)
- Давай я буду подъемным краном, а ты подавай мне игрушки. (Когда ребенок даст вам игрушку, ваша рука - «стрела» будет поднимать или опускать игрушку в нужное место.)
- Давай поскорее уберем все игрушки, а то прилетит дракон и съест их.
- Давай погрузим игрушки в самосвал и развезем по местам.
Чего не стоит делать в процессе приучения к труду:
- Не требуйте от ребенка того, чего не делаете сами. Что бы вы ни говорили, он все равно будет подражать вашим действиям.
- Не угрожайте и не шантажируйте ребенка («Если ты не уберешь игрушки, я их выброшу»), если вы на самом деле не собираетесь выполнять угрозу. Это подрывает доверие ребенка к вашим словам. Можно завести большую коробку, в которую будут попадать все не убранные вовремя игрушки.
- Не заставляйте (особенно - используя крик и угрозы) ребенка помогать вам. Это может вызвать у него стойкое отвращение к труду.
Вселяйте в ребенка уверенность в своих силах. Напомните ему, как хорошо он вчера собрал все игрушки. Предложите повторить вчерашний подвиг.
Объясняйте малышу, что у каждого члена семьи есть свои обязанности.Мама, например, готовит еду. Папа выносит мусор. А ребенок может убирать игрушки.
Всегда хвалите ребенка за помощь. Рассказывайте вечером близким, как он вам сегодня помог. Ненавязчиво советуйте малышу, как лучше поступить: «Посильнее отжимай тряпку, а то весь пол будет в воде».
Старайтесь быть последовательными. Если вы ввели правило, что перед сном надо вешать одежду на спинку стульчика, придется следить за выполнением этой «операции» каждый день. Стимулируйте ребенка: «Давай вместе уберем игрушки и пораньше выйдем гулять. А то тебя уже заждались друзья».
Предоставьте ребенку возможность иметь свое рабочее место, свой уголок, где он будет сам себе хозяин. Малышу проще поддерживать порядок на ограниченной территории, и он будет более ответственным.