Соблюдение режима дня помогает правильно сочетать «рабочие» часы и отдых от них. Когда ребёнок достаточно двигается, полноценно отдыхает, регулярно ест, у него сохраняются ровное настроение, активность, умственная и физическая работоспособность. При хаотичном режиме, если нет возможности добрать часы отдыха, малыш сильно устаёт, становится то чрезмерно возбуждённым, то вялым. Снижается способность к усвоению нового, активному познанию мира.
Пора спать
За оставшееся до выхода в детский садик время нужно наладить сон. Основная работа здесь ложится на родителей: сам ребёнок с перестройкой режима дня справиться ещё не может. Переход должен быть мягким. Например, сдвигайте время укладывания на полчаса каждые два дня. Летом ребёнок ложился в 22 часа? Значит, теперь пора в кровать в 21.30. Время пробуждения также сделайте более ранним. Будьте настойчивы! При недостатке сна нарушается работа всех органов и систем — от гормональной до нервной. Нехватка всего двух часов сна на 30% снижает работоспособность и активность детей.
Дети 4–6 лет должны отдыхать не менее 10–13 часов, при необходимости — с дневным сном.
Питание
Сбалансированное питание — это не только ощущение сытости, но и возможность получить все необходимые питательные вещества, витамины, минералы в достаточном количестве. И если обед, ужин и перекусы чаще всего налажены, то с завтраками во многих семьях творится неразбериха. Особенно летом, когда режим и без того становится расслабленным. Между тем завтрак — это:
- Пополнение запаса углеводов для нормальной работы мозга и других систем.
- Поддержание кратковременной памяти, внимательности и способности принимать решения.
- Восстановление после сна уровня глюкозы, запасов гликогена в мышцах и клетках.
- Снижение уровня кортизола — гормона стресса, который вырабатывается как раз утром.
- Секреция пищеварительных гормонов, контролирующих аппетит.
Если от пробуждения до завтрака в детском саду проходит совсем немного времени, нужно продумать вариант утреннего перекуса заранее.
Игры и прогулки на улице
Дошкольники и ученики начальных классов мало гуляют, им не хватает физической нагрузки. Лишь треть детей проводят на свежем воздухе достаточное количество времени. А ведь игры, общение, подвижные занятия положительно влияют на работу всего организма и настроение. С началом учебного года ребёнок стал меньше гулять? Что ж, выходите вместе. Играйте в мяч и прятки, устройте фотоохоту за красотой осенней природы, измеряйте лужи и гоняйте по ним на велосипеде, запишитесь в бассейн или группу здоровья.
Начинайте выравнивать режим дня уже сейчас. Не спешите, не нервничайте. У вас обязательно получится наладить питание, отдых и активность.