В современном мире компьютеры и другие электронные помощники есть у каждого. С самого рождения ребенок окружен обилием гаджетов – видеоняня, телевизор, планшет, смартфон – всего не перечислить.
Давайте поговорим об особенностях «взаимодействия» 3-6-летних детей с электронными устройствами. От интернета, планшетов, телефонов и компьютеров в наше время не спрятаться! Да и не нужно, ведь они уже стали важной частью нынешного мира.
Многие родители намеренно дают своим детям гаджеты, например, чтобы не капризничал, не устраивал истерик. При этом знакомить ребенка с гаджетами родители приступают уже с первого года жизни, а то и раньше. И это не верно! Поскольку в раннем дошкольном возрасте у ребенка зарождаются особые эмоциональные взаимоотношения с родными людьми. Это время, когда роль любящего родителя незаменима и любые «электронные няни» могут только нанести вред ребенку.
До 3 лет малышу очень важно познавать мир на ощупь, на вкус: трогать, нюхать, ощупывать, пробовать — то есть активно активизировать все пять органов чувств.
До 6 лет – осваивать различные действия и манипуляции с предметами: раскрашивать, вырезать, лепить, шнуровать, собирать мозаику… Мелкая моторика стимулирует связи между различными участками мозга.
После 6 лет худшие враги для ребенка – постоянная скука и безделье. Поэтому следует убедиться в том, что он умеет играть и занимать себя при выключенном экране.
Неконтролируемый просмотр передач, мультиков:
- отрицательно сказывается на развитии нейронов головного мозга,
- понижает способность к концентрации внимания, может служить причиной гиперактивности,
- вызывает нарушение сна,
- способствует набору веса, т.к. дети меньше двигаются,
- изменяет детское мировосприятие.
Если гаджеты овладевают всем сознанием ребёнка, можно говорить о том, что создаётся зависимость. Распознать ее можно по следующим симптомам:
- Ребёнок прекращает проявлять интерес к реальной жизни: не играет в игрушки, не желает общаться со сверстниками, хочет побыть один, стремительно меняет настроение.
- Отношения с родителями отходят для ребёнка на второй план, и вместо совместных занятий он так же предпочитает проводить время с телефоном или компьютером.
Если родители принимаются ограничивать время за играми и мультиками это провоцирует яростный протест и истерику.
Эту зависимость и побеждать не надо, необходимо вовремя ребёнку продемонстрировать, что в мире есть много других занимательных вещей. Дети должны уметь играть с детьми и уметь задавать вопросы взрослым. А маленьким детям не стоит давать в руки планшет только для того, чтобы он прекратил капризничать. Надо найти такие занятия, которые будут приносить ребенку удовольствие, например, рисование (особенно нетрадиционное: пальцами, нитками, с помощью круп), конструирование, лепка.
Хочется обозначить, что запрещать своим детям использовать современные гаджеты не стоит. Все-таки мы живем в век технологий, и навыки в этой области весьма пригодятся в будущем. Главное, чтобы родители регулировали время, которое ребенок проводит за компьютером или планшетом. И помнили, что невозможно заменить реальное общение с крохой никакими ультрасовременными приборами.