Детский сад действительно подходит не всем, некоторым детям хорошо бы пойти туда попозже или не идти вовсе, потому что до возможностей адекватной спокойной социализации они дозревают позже. Но у детской группы, в которой живёт и развивается ребенок, есть очень важные преимущества.
Коммуникация. Дети учатся общаться с ровесниками, знакомиться, решать конфликты, искать компромиссы в игре, помогать друг другу, реагировать на разное поведение других детей. Это то, чему нельзя "научить" в теории, это как плаванье – без воды ничего не получится. В детском саду малыши встречают первых друзей, решают первые конфликты. Группа даёт возможность через подражание пробовать разные модели поведения. В группе легче научиться принимать правила, да и нарушать их тоже – оба умения важны.
Обучение в группе. И педагогам, и детям легче и интереснее организовывать обучающие игры с группой детей, а не с одним. Можно устроить соревнование, можно выполнять задание в парах с распределением функций, можно сочинять истории, создавать целые учебные сценарии с ролями для каждого. Дети сотрудничают, подражают друг другу, это повышает эффективность обучения.
Свободная игра. Уже, кажется, все взрослые понимают ее необходимость. В игре нужен партнёр. Вместе с другими детьми в игре появляются новые идеи, новые эмоциональные реакции. Через совместную игру дети осваивают разные жизненные ситуации, дают выход чувствам, находят новые способы реагирования. Игра учит понимать чувства других и свои собственные, развивает эмоциональный интеллект.
Отдельная жизнь. Да-да, жизнь вне семьи, вне дома, со своими переживаниями и приключениями, со своими решениями и ошибками, вне постоянного контроля родителей. Это учит быть открытым, активным и смелым. И всегда есть истории, которыми можно поделиться с семьёй за ужином.
Если родитель делает выбор в пользу детского сада, вопросов становится только больше. Как выбирать?
Безусловно, у родителей могут быть разные представления и требования к месту, в которое они доверяют ребенка. Назовём несколько пунктов, которые можно добавить в чек-лист.
Хороший детский сад (с точки зрения детских психологов) это:
- Уважение к личности. Ко всем участникам процесса – ребенку и родителям, а ещё воспитателям, нянечкам, педагогам и другим сотрудникам.
- Открытость и поддержка. Хорошо, когда родитель знает, что происходит с его ребенком, как устроен его день. Важно иметь возможность получать ответы на разные вопросы, услышать рекомендации для вашего ребенка.
- Понятная родителям и детям система правил, по которым сад живёт. Это хорошо помогает справиться с тревогой и маме с папой, и малышу на этапе адаптации.
- Баланс между обучением и игрой, структурой и "хаосом". Если дети в саду целый день чем-то важным заняты, у них нет времени на игру, свободную деятельность, ждите утомления и перегрузок. И социализация в таком случае страдает тоже, потому что общение остаётся формальным.
- Гибкость развивающих программ, индивидуальный подход. Хорошо, когда педагоги не делят детей на "умных" и не очень, а видят индивидуальные способности и помогают преодолевать конкретные трудности во всём – и в освоении новых знаний и умений, и в коммуникации, и в самоконтроле.
- Понимание принципов детского развития и опора на них. Это касается и программ развития, и регулирования взаимоотношений между детьми. Воспитатель, требующий от детей, например, "сидеть тихо", должен понимать, как от детей этого возраста тишины добиться, не прибегая к запугиваниям и наказаниям.
- Умение выдерживать разные детские эмоции и помочь ребенку адекватно справиться с ними. "У нас в саду никто никогда не плачет" – фраза тревожащая, так не бывает. Дети плачут, злятся, ссорятся, отказываются быть послушными. Это нормально. Важно, чтобы воспитатель мог утешить, помирить, дать безопасно позлиться.