Взрослые, вспоминая свое детство, обычно верят, что заводить друзей им было легко и просто. Достаточно выйти во двор — и подходящая компания обязательно находилась.
Современная городская жизнь во многом определяет трудности, с которыми сталкиваются дети. Почти исчезли детские дворовые компании, которые еще лет тридцать назад были своеобразной «школой дружбы» и где можно было освоить все тонкости и все виды дружеских и приятельских отношений.
Остается не так много мест, где естественно зарождается дружба: детский сад, где дети в идеале свободно играют, «продленка» в школе, разнообразные занятия по интересам, где под присмотром взрослых, в безопасном пространстве можно вместе делать нечто хорошее и полезное.
Некоторые родители, понимая, что крепкие дружеские связи помогут детям быть более успешными в жизни, слишком сильно беспокоятся, когда, как им кажется, что-то идет не так. Стараясь помочь, они оказываются чересчур включенными в детские отношения. Однако дружба между детьми происходит по правилам, которые устанавливают они сами. Взрослые могут повлиять на них, но лишь косвенно.
Основные этапы детской дружбы
- В 2-3 года дети часто играют рядом, но не вместе: в этот период интерес к другим малышам только начинает проявляться, могут возникать предпосылки к взаимному контакту и обмену игрушками. Создавайте ребенку возможность для общения, но не заставляйте его делиться совочками, машинками и куклами — это пока не так просто для него. Только предлагайте это делать и поощряйте желание делиться.
- В 4-7 лет возникает интерес к совместным играм, и если они регулярны, например, в детском саду или на площадке возле дома, то практически всегда между детьми возникает дружба. Ребенок в этом возрасте начинает осознавать свою независимость, а друг помогает ему освоить территории, на которые он не осмелился бы ступить один. В этом возрасте дети уже понимают, что дружить — это умение отдавать и принимать. Дети часто меняются игрушками, и тут очень важно, чтобы это был именно обмен, а не вымогательство и шантаж: «не дашь самокат — дружить с тобой не буду!», «не принесешь конфету — не дам тебе танк» и т.д. В это время нужно разговаривать с детьми об уважении и внимании друг к другу.
- В 7-10 лет общение между детьми строится на общих интересах. С другом должно быть весело, а иногда и выгодно, поэтому не удивляйтесь, если ваш ребенок, например, дружит с мальчиком или девочкой, которые часто угощают его сладостями. В этот период надо акцентировать внимание на том, что корысть и дружба — понятия противоположные. Нужно объяснять, зачем нужна дружба, и как важна искренняя поддержка близких людей.
- 11 лет и старше – это возраст, когда отношения с друзьями выходят на первый план. Дружба приобретает конкретику, становится более осмысленной. Ребенок получает возможность увидеть себя глазами своих друзей, и этот взгляд далек от родительского. Дети таким образом познают себя и выстраивают собственный мир. Родителям нужно не допустить развития взаимоотношений, в которых ребенка будут использовать.
В любых отношениях, в том числе и в детской дружбе, очень важно четко понимать, на что ты готов ради этой дружбы и правда ли нужно чем-то жертвовать ради отношений, если тебе в них некомфортно. Научив этому своих детей, мы делаем вклад в их здоровые отношения во взрослом возрасте. Друзья успеют сто раз поменяться, а вот отношение к дружбе и навык дружить останутся с ними на всю жизнь.