Детские рисунки одновременно похожи и отличны друг от друга. Существует немало факторов, от которых зависит, какой будет очередная картина малыша.
Для каждого возраста характерны свои любимые темы, цветовые решения, уровни мастерства. Рисунки «растут» вместе с авторами от примитивных палочек и закорючек до полноценных картин, от случайных, неосознанных произведений до продуманных работ.
Страхи, проблемы, желания, мечты, симпатии, неприязнь оставляют свой след на детском рисунке, но наибольшее влияние на картинку оказывает сиюминутное настроение маленького живописца. Нельзя судить о характере и душевном состоянии ребенка по одному рисунку. Иногда родители, увидев листок бумаги с монстром и лужей крови, начинают паниковать. Им кажется, что картинка говорит о повышенной агрессивности малыша и необходимо срочно обратиться к психологу или психиатру. В действительности рисунок мог появиться под воздействием множества факторов, например:
- ребенок плохо выспался;
- у него ужасное настроение;
- что-то болит;
- он не хотел рисовать, но взрослые настояли;
- увидел страшный мультфильм или фильм со сценами насилия и жестокости.
Не стоит запрещать выплескивать негативные эмоции через рисунки. Новый день принесет другие впечатления, и, возможно, родители никогда больше не увидят душераздирающих картинок.
Иногда лучше спросить у ребенка, что означает его рисунок. Может быть, монстр – это «не получившийся» мальчик, лужа крови – пролитое варенье. А темных красок так много потому, что светлые закончились.
Если ребенок рисует мрачные картинки постоянно и использует только темные цвета, то взрослым действительно нужно задуматься о причинах такого творчества.
Дети любят рисовать вместе. Они, как обезьянки, подражают друг другу и с удовольствием присоединяются к коллективной деятельности. Однако при этом стараются скопировать чужую работу. Рисунки получаются похожими и меньше передают эмоциональное состояние каждого отдельного ребенка.
Чаще всего дети рисуют свою семью, дом, природу, отражая домашнюю обстановку, отношения с родителями и сверстниками. Сюжеты рисунков часто меняются и зависят от настроения и переживаний ребенка. Нередко малыш изображает то, что его сильно напугало или расстроило, так как это один из способов расслабиться, побороть свои страхи.
Популярные темы у мальчиков 5–7 лет – это техника, машины, корабли, самолеты, оружие. У девочек – одежда и аксессуары, модные показы, платья, украшения, обувь.
Для мальчиков технические рисунки считаются нормой и отражают силу, мужественность, власть. Эти качества ребенок видит у папы, дедушки, старшего брата. Не стоит волноваться, если на картинке изображены бой, драка. Серьезными симптомами, говорящими о повышенной агрессивности, являются повторяющиеся рисунки со сценами насилия, убийств.
Девочки любят картинки на женские темы, отражающие поведение и интересы мамы, бабушки, сестры. В своем творчестве ребенок закрепляет женственность, изящество, аккуратность, заботливость, тренирует чувства вкуса и стиля.
Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью, мышлением рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.