1. Главная
  2. Блог
  3. Полезные статьи
  4. В чем польза от занятий музыкой?

В чем польза от занятий музыкой?

17 Декабря 2017
184

В чем польза от занятий музыкой?

Психологи уверяют, что музыкальное обучение обязано быть не дополнительным, а непременным, настолько оно может быть полезно. Многим известен факт, что в младшей и средней школе Японии музыка – одна из главных дисциплин. При этом занятия музыкой носят там весьма серьезный уклон. Детей учат игре на музыкальных инструментах, пению, ознакомляют с национальной и мировой музыкальной культурой.

Музыкальные инструменты и мелкая моторика
Все знающие родители понимают о необходимости вырабатывать мелкую моторику ребенка. Поступать так необходимо уже с возраста восьми месяцев. Дело в том, что моторный и речевой центры мозга человека тесно объединены друг с другом. Проекция кисти руки занимает 1/3 часть всей площади головного мозга, отвечающей за движение. Чем лучше ребенок владеет пальцами, тем лучше формируется его речевая способность.
Фактически все музыкальные инструменты при игре на них используют пальцы рук. Никакая гимнастика не сможет упражнять пальчики так интенсивно.
Самые непростые в этом плане инструменты – фортепиано и аккордеон/баян. При игре на них активно используются пальцы обеих рук. Более того, если в начале учебы ребенок играет каждой рукой попеременно, то потом он обучается играть двумя руками одновременно, причем асинхронно (каждая рука перемещается по-разному).
Насколько это существенно для общего интеллектуального развития, можно понять, если поразмышлять, какие механизмы руководят таким сложным двигательным умением.
У человека преобладает одно полушарие мозга. Поэтому одна из рук ведущая, а другая «вспомогательная». Принуждая «слабую» руку трудиться наравне в «сильной», мы даем толчок к более активной деятельности соответствующего полушария мозга. Оно формируется не хуже «главного» (нейронные сигналы между полушариями распределяются одинаково). Подготовленный таким образом мозг быстрее обрабатывает информацию, а значит, функционирует лучше.
при игре на скрипке и гитаре руки используются неравномерно. Если музыкант праворукий, левая (слабая по природе!) рука трудится пальцами более энергично. Особенно это касается скрипки, ведь правая здесь отвечает только за перемещение смычка. Переборы и удары о струны на гитаре значительно проще в игре, чем движения левой руки.
При игре на различных духовых инструментах руки тоже могут работать неравномерно, ведь многие инструменты пользуют пальцы только одной руки. Но детей учат играть вначале на блокфлейте, где пальчики трудятся одинаково активно, а переключаться на «взрослый» инструмент советуют не раньше девятилетнего возраста.
Духовые инструменты имеют еще одо очень полезное свойство. Оно касается здоровья.

Музыка и здоровье ребенка
С первых минут занятий малыша учат верному дыханию; техника дыхания становится объектом тренинга на долгие годы.
Здесь применяется так называемый грудобрюшной, или смешанный тип дыхания. Это значит, что диафрагма и легкие, в зависимости от исполнительской задачи (того, какой звук нужно извлечь), работают один за другим. Игру на духовых инструментах врачи рекомендуют детям, страдающим хроническим тонзиллитом и астмой. Были случаи, когда астма отходила после многих лет занятий.
Не менее полезно при болезнях легких пение. Оно формирует дыхательную систему, делает лучше дренаж легких. Упражняться пением тоже рекомендуют астматикам.
В проф плане отличают академический и народный вид пения (к нему схож эстрадный стиль). Академический стиль подразумевает объемный, «округленный» звук, для извлечения которого в числе прочего нужно дыхание с опорой на диафрагму. В народной манере пения звук открытый, «плоский», сходный с разговорной речью. При постановке голоса здесь оставляют врождённый для каждого человека тип дыхания: нижне-реберный, грудной или смешанный. С точки зрения здоровья в равной мере полезны обе манеры пения, но народная для ребенка более натуральна.
Хоровое пение применяют как способ лечения легких форм у детей. Заикающийся малыш обычно не может ровно проговорить первый слог в слове. При пении слова «цепляются» друг за друга, и упор на первом слоге сглаживается. Ребенок пытается приспособиться под других детей, даже если он сделает ошибку, этого не будет заметно. Так снимается психологический дискомфорт.

Как еще музыка воздействует на здоровье

Любой вид занятий музыкой благоприятно воздействует на осанку. Положение корпуса, как при пении, так и при игре на инструментах постоянно зафиксировано. Стоят (или сидят) ровно, не позволяется сутулиться, напрягать руки, шею и другие части тела. Учитель ни в коем случае не начнет урок, пока не добьется, чтобы ученик принял нужное позу тела и расслабился. На протяжении урока он будет наблюдать за осанкой. Урок в 45 минут превращается в хорошую тренировку.
О том, как благоприятно воздействует музыка на психику человека, известно с древности, и современные свидетельства это подтверждают. Музыкотерапия – общепризнанный психотерапевтический метод, используемый в лечении и восстановлении детей с соматическими и психическими расстройствами. Агрессивность или слабость нервной системы сейчас не редкость даже у обычных детей. Слушайте с этим ребенком музыку Моцарта, и вы удивитесь, как сильно переменится его нрав.

Занимательные исследования велись со слабо слышащими детьми. Обнаружилось, что при формировании музыкального слуха (а это развитие непосредственно объединено с памятью и мышлением) более тонким становится и физиологический слух. Упражнения музыкой содействуют расширению реакции мозга на звук, поэтому обычный слух ребенка улучшается.

Музыка и речь
А вы в курсе, что музыка весьма схожа с речью? Прислушайтесь, ведь музыка не струится сплошным потоком, а разделяется на части. В ней есть фразы, они могут быть положительными, вопрошающими, восклицательными. Есть и предложения. А самая обычная музыкальная форма – период – это не что иное, как простая форма выражения оконченной мысли.
Внимательному слушателю просто заметить повторяющиеся части в музыкальном произведении. Эти повторы, во-первых, упрощают слушателю понимание музыки, а во-вторых, обостряют ее выразительность, акцентируют внимание на главной мысли произведения (так же как в речи).
Музыка и речь похожи, говорят даже, что музыка предшествовала возникновению речи. И родство это глубокое.
Интонация, один из элементов речи, – основание музыки. В ней зерно всей выразительности мелодии. Интонация может так окрасить речевую фразу, что ее смысл будет напрочь перечить словам.
Занимаясь музыкой, малыш постигает эти ее свойства (сначала инстинктивно). Его речь постепенно делается более грамотной, структурированной, живой. Ребенок не только учиться обладать своей речью, но и тоньше распознаёт элементы речи других людей, а значит, улучшаются его коммуникативные способности.

Что обозначают ноты?
Парадокс: музыка аналогична с речью и принципиально отлична от языка. Все правильно, структурные связи те же, интонационная и ритмическая элементы на месте, а вот слов в обычном понимании нет. И когда типичному человеку сообщают, что пьеса Грига повествует о восходе солнца в горах, он разведет руками, потому что может не увидеть ни гор, ни солнца.
Музыка разнится от языка тем, что она не разъясняет какие-то предметы и явления, а способствует слушателю почувствовать их эмоциональное воздействие. Восторженное чувство полноты жизни разделит даже неискушенный слушатель григовского «Утра», а прозрачный горный воздух, первые лучи солнца, пастушьи мелодии, яркие и чистые стройные сопоставления, оркестровые краски – это средства, помогающие понять сущность музыки.
Музыка может не просто открыть смысл эмоции, она лучше, чем другие искусства воплощает настрой – самый духовный вид эмоции. Более того, она может передать эмоции и настроения в формировании, в динамике.
Эта нацеленность музыки к конкретно-чувственной сфере мышления не имеет цены. Возместить отсутствие эмоциональной составляющей в современной жизни, обучить ребенка, сделать его более отзывчивым по отношению к другим людям, – все это может музыка.

Музыка и математика
И вкупе с тем музыка – практически наука. Взгляните на ноты, каждая из них точно означает не только один звук и его свойства, но и взаимосвязи между звуками. Все образующие части музыки – мелодия, ритм, гармония, лад, – имеют точную структурную систему. В этом она похожа с математикой.
Музыка на самом деле формирует математические таланты. Есть много понятий, общих для музыки и математики.

Например:

  • Ритм. Ему подчиняются и числа. к примеру, понятие кратности ритмично: числа, кратные трем, вмещаются в размер ¾.
  • Дроби. Продолжительность звуков основана на дробях, их легко перевести в числа.
  • Пропорции. Вот одна из них: если продолжительность звуков увеличить двукратно, музыка станет звучать в два раза медленнее.
  • Вариации. Числа, как и музыкальную тему, возможно записать разными способами.
  • Параллель. В нотной записи пять линеек никогда не пересекаются, так же как «не пересекаются» и различные голоса в хоре, партии разнообразных инструментов в оркестре.
  • Противоположности. Высокое и низкое, быстрое и медленное, многоголосие и одноголосие, музыка выстроена на противоположностях, так же как и математика.

Воистину нет больше такой области человеческой деятельности, которая соединяла бы в себе столь различные свойства: быть разом непереводимой и в высшей степени достаточной и познаваемой!

Развитие ума
Эта противоречивость музыки лучшим способом влияет на умственное развитие ребенка.
За рубежом велось много изысканий по исследованию воздействия музыки на IQ. Широко ведом так называемый «Эффект Моцарта» (так именуется научно-популярная книга Дона Кэмпбелла, вышедшая в 1997 году). Согласно сведениям Кэмпбелла, в ходе одного эксперимента после 10-ти минутного пассивного слушания сонат Моцарта в группе студентов исход теста улучшился на 62%. Контрольной группе, сидевшей 10 минут в тишине, удалось повысить результат только на 14%
Научная точность таких исследований может зарождать сомнения. Вместе с тем, педагоги и психологи сходятся во мнении, что занятия музыкой усиливают структуру мозга и развивают умственные способности.

Занятия музыкой формируют пространственное мышление, ведь руки при игре осуществляют различные функции.
Структурное мышление требуется для понимания закономерностей структуры музыки.
Любой вид музыкального слуха связан с разными психическими процессами: абсолютный слух – с памятью, относительный – с мышлением, внутренний – с воображением. Развивая слух, мы доводим до совершенства эти качества.
Занятия музыкой используют все виды восприятия (слуховое, зрительное, чувственное) и все виды памяти (слуховую, зрительную, моторную, ассоциативную, образную).
Музыканты как никто другой умеют выполнять несколько задач разом. При чтении нот с листа нужно помнить о прошлом (то, что уже прозвучало), держать под контролем настоящее (то, что играешь на данный момент), и думать о будущем (что сыграть впоследствии).
Игра на музыкальном инструменте использует единовременно аудиальную, моторную и визуальную области мозга; сочетание в музыке творческой и математической составляющей вынуждает работать оба полушария мозга наиболее активно.

Труд
Пусть даже если ребенок учится музыке «для общего развития», ограничиться без ежедневных занятий (в том числе и самостоятельных) не получится. Любое воспроизведение музыки (пение в том числе) требует опыта, а он формируется только неоднократными повторениями одного и того же действия.
Многие дети оставляют занятия в музыкальной школе после нескольких лет учебы. Как это заведено в младшей школе, новичкам домашних заданий задают мало, они не трудные. У ребенка высок познавательный энтузиазм, и он легко одолевает небольшие препятствия.
Позднее, когда исполнительский рост начинает прямо зависеть от приложенного труда, а в упражнениях зачастую мало нового и занимательного, ребенок испытывает желание бросить обучение.
Очень важно на этом этапе понять мотивацию ребенка. Если такое желание сопряжено с ленью, следует настоять на продолжении занятий. Привычка к ежедневному, не всегда увлекательному, но обязательному, необходима человеку, если он хочет достичь успеха в жизни. Музыка в этом отношении воспитывает характер и силу воли так же превосходно, как спорт.

Публичные концерты и уверенность в себе
Выступления на сцене требуют точности, порядка и ответственности, ведь концерт нельзя перенести или отменить, и надо быть к нему готовым.
В том числе и психологически. Не все люди от природы одарены любовью к сцене. Страх сцены, по анализам психиатров, испытывают 95% людей. Он не обязательно объединен с особенностями характера и нрава.
Согласитесь, что располагать техникой публичного выступления может быть полезно людям любой профессии. Маленькие музыканты принимают участие в концертах несколько раз в год. Они учатся править эмоциями, направлять внимание на содержимое музыки, которую исполняют, привлекать внимание слушателей.
Систематическая тренировка укрепит нервную систему, ребенок приобретет уверенность в себе, научится быстро приспосабливаться к любым жизненным ситуациям.

Гармония и воспитание вкуса
Сопоставление гармоничного устройства мира (космоса) с строением музыкального звукоряда знакомо нам со времен Пифагора. Выражение «гармония сфер» принадлежит к взаимному расположению Земли, Солнца, планет и звездного неба. Платон развил учение Пифагора: светила занимают каждый свою сферу в космосе (самая высокая – звездоносный небесный круг, самая низкая – Луна), и, двигаясь в пределах этой сферы, испускают один из тонов гаммы.
Эти семь звуков гаммы – основание мира, «мировая музыка». По преданию, сыграв их на струнах, человек отворяет себе путь для возвращения на небо.
При всей наивности суждений древних греков, они правы в одном – по своему облагораживающему влиянию на человека музыка не сравнится ни с чем. Она воплощает само понятие красоты.

Музыка развивает – Человека.

Музыка считается самым чудесным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии раскрывает перед ребенком личную красоту — маленький человек постигает свое достоинство.
В. А. Сухомлинский

Обучаться музыке не просто полезно, но нужно. Цель этих занятий заключается вовсе не том, чтобы вырастить музыканта. Она — в воспитании гармоничной человеческой личности.

Нажмите для звонка
+375-44-77-906-77
Екатерина, заведующая